Генеральный директор United 3D Labs Дмитрий Ватулин стал спикером конференции и представил доклад на тему «Культурный город. Создание комфортной городской среды для жителей. Применение технологий VR/AR и 3D на объектах культуры. Цифровизация музеев.»
Тезисы яркого выступления Дмитрия Ватулина, удостоенного аплодисментами участников и гостей приводим ниже:  

-Разумеется, создание комфортной среды в любом городе, в том числе и умном городе сложно представить без культуры — театры, музеи, выставки и т. д. Современные мультимедийные решения проникают в сферу культуры.

Возьмем театры: 
Информационные системы Digital Signage — отображение репертуара 
Мультимедийное оформление сцены — проектора, видеостены, умные световые приборы (Театр Мюзикла, Театр Ермоловой) 
Интерактивные киоски с репертуаром, историй, биографиями актеров — Театр на Таганке 
Онлайн трансляция спектаклей в интернете, в том числе и в формате VR 360 градусов

Выставки постоянно используют мультимедийные технологии — тот же Артплей

Все современные музеи используют современные интерактивные решения — Еврейский музей (Центр толерантности), Дарвиновский музей и многие другие применяют информационные киоски, интерактивные столы, видеомэппинг, интерактивные инсталляции и множество других решений.

Пожалуй, именно в музейном деле современные мультимедийные (IT) технологии встречаются наиболее часто, по сравнению с другими отраслями культуры. Объясняется это в первую очередь тем, что, например, в Пушкинском или Третьяковке огромные собрания в фондах, экспонаты сами по себе настолько известны и интересны, что дополнительной электроники там особо не требуется (хотя, надо отдать должное, и эти музеи стремятся идти в ногу со временем). А вот что делать тому же Дарвиновскому музею? Действительно захватывающих дух экспонатов мало, продолжать рисовать на плакатах, как 30 лет назад? Просто нет другого варианта, как применять современные решения. Или посетители просто не будут ходить.

А ведь есть еще более сложные ситуации — 21 декабря прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин открыл Выставочный павильон МЦД на площади Киевского вокзала. Павильон предназначен для продвижения в массы идеи МЦД — Московских Центральных диаметров, новый транспорт Москвы, тесно связанный с метро. Первая очередь будет запущена в конце этого — начале следующего года. Павильон — по сути, тот же музей. Вот только в отличие от обычного музея показывать-то вообще нечего! Еще же ничего не запущено: поезд «Иволга» - только прототип, станции — только проекты. Ни фотографий, ни артефактов. Как быть?

Здесь необходимо отметить что любой музей (и павильон МЦД здесь не исключение) — это не только цифры, факты, даты жизни и смерти, это в первую очередь эмоции. Человек забудет цифры, но никогда не забудет трагедию еврейского народа после посещения Центра Толерантности.

В случае с Павильоном МЦД та же история, с одной стороны надо донести до жителей Москвы и Подмосковья где именно пройдут маршруты, какие именно составы будут ездить, а с другой — надо показать, что новый вид транспорта — это просто круто, модно, удобно. Ничем не хуже автомобиля, а в чем-то и лучше.

Что делаем? - Делаем 10 мультимедийных инсталляций. Самых разных. Чтобы каждого что-нибудь обязательно зацепило. При этом среди этих 10 инсталляций и чисто информационные, и воздействующие на эмоции зрителей.

Берем макет поезда — Иволга. Макет в натуральную величину, правда выполнен из папье-маше. Стоящий поезд — это скучно, поэтому светим на него проекторами. И вот наш поезд уже несется сквозь снег и дождь. Но раз мы все равно светим, так давайте он еще будет менять раскраску, а тогда уж давайте превратим его в подводную лодку или в фантастический летательный аппарат! И раз мы все это сделали, то давайте дадим простое управление с планшета, чтобы посетители павильона могли всем этим управлять! Смотрите, что получается. Простой объект — макет поезда — превращается корневой артефакт. Эмоции посетителей от инсталляции переносятся на сам поезд — ну согласитесь, раз наша Иволга может так круто плыть под водой, то уж по Центральным диаметрам она точно отлично ездит! Что интересно, она и будет отлично ездить — на МЦД планируется интервал между поездами сопоставимый с метро, сами поезда действительно комфортные. Но донести эмоции и впечатления зачастую важнее!

Дальше. Посетители заходят в кабину поезда — мечта каждого мальчишки. Проектора светят на окна кабины и лежат очки виртуальной реальности. 
Обратите внимание, сами Центральные Диаметры, как таковые, еще не существуют. Но проходят они по тем же маршрутам, где сейчас ходят электрички. Поэтому мы устанавливаем панорамную камеру 360 градусов на электрички, снимаем, монтируем и показываем поездку в кабине машиниста поезда МЦД, которого еще не существует! Но мы же по нему едем! А значит подсознательно в головах пользователей укрепляется идея, что все это реально. Если вдруг еще и не сделано, то вот-вот начнет работать. Я же там уже был! 
Очки виртуальной реальности нужны чтобы показать ночную поездку (на окна кабины проекторы проецируют дневное изображение, в очках ночное). С одной стороны, просто удобно и интересно (одновременно и день, и ночь), а с другой — очки виртуальной реальности еще пока мало у кого есть, они воспринимаются как престижный статусный объект и эти эмоции переносятся и на поезд Иволга.

Идем дальше. Помещение дополненной реальности. Физический макет половины Москвы (половины, потому что места мало). Зрители наводят планшеты iPad на макет и на экранах появляется анимированная красочная 3D модель Москвы, совпадающая с физическим макетом. И в этой 3D модели уже тоже проложены Центральные диаметры и по ним бегают новенькие поезда. При этом на модели Москвы меняется день и ночь, идет снег, дождь и светит Солнце. Все настоящее. А значит и МЦД настоящие! Кстати, там на планшете можно посмотреть, какие станции будут на центральных диаметрах и оценить, на сколько ближайшая далеко от твоего дома. Т.е. переходим и в область информационного контента.

И так далее. Интерактивный стол и фотозона, мэппинг на пол и медиафасад все подчинено задаче рассказать о преимуществах МЦД и показать, что пользоваться этим новым транспортом удобно, комфортно и престижно. И все это рассказывается при помощи самых современных цифровых технологий, поскольку как-то по-другому это практически было бы невозможно показать. Ну, т. е. можно, конечно. Примерно так, как пионерские музеи нашего детства рассказывали о вот-вот грядущем коммунизме — одними лозунгами.

И, кстати, несколько слов о виртуальной и дополненной реальности, которые мы немного затронули, применительно к музеям. Важно все время помнить об уместности применения технологий. В случае с павильоном МЦД применение виртуальной и дополненной реальностей совершенного оправданно, поскольку в самой реальности фактически ничего нет. А вот в обычном хорошем музее это не так — все-таки, в первую очередь, это место, куда посетители приходят, чтобы увидеть произведения искусства или исторические артефакты, получить эмоции от этих объектов, и не стоит заставлять зрителей утыкаться в экран смартфона по поводу и без.

Да, вывести в дополненной реальности дополнительную информацию о какой-либо скульптурной композиции полезно, но не обязательно это делать сквозь телефон. Вполне возможно и разместить ее на стоящем рядом маленьком интерактивном киоске. А на скульптуру надо смотреть открытыми глазами, без всяких преград в виде экрана телефона. Вспомним, эмоции — вот первоочередная задача. Ну какие эмоции на малюсеньком экране смартфона или даже планшета?! Вот выпустят когда-нибудь удобные очки дополненной реальности, которые можно будет носить также, как обычные, вот тогда, наверное, это поголовное увлечение дополненной реальностью будет уместно.

То же самое и с виртуальной реальностью. Ее применение в музее должно логично вытекать из содержания музейных экспозиций, а не быть самоцелью.

Впрочем, есть одна область музейной деятельности, где без виртуальной или дополненной реальности просто никак. Это программы по сохранению культурного наследия. т. е., в первую очередь, это перевод в цифровую форму объектов, которым грозит уничтожение — исторические памятники архитектуры и т. д. Менее очевидное, но не менее важное направление таких программ, — это перевод в цифру объектов из музейных фондов. В каком-то смысле это даже более важно, т. к. экспозиционных площадей никогда не хватает, и музейные запасники скрывают зачастую бесценные сокровища.

К нашему глубочайшему сожалению, России в этом направлении нельзя похвастаться особыми успехами, поэтому немного затронем эту тему на примере братской Республики Казахстан.

В Казахстане с 2017 года действуют две программы по сохранению культурного наследия — Создание каталога музейных фондов РК и Программа «Сакральные места РК» (святыни казахского народа). Здесь надо сразу отметить отличие этих программ от того, что в большинстве случаев делается в России, впрочем, как и многих других странах, где просто выполняется фотографирование объектов с нескольких ракурсов. В рамках казахских программ создаются настоящие 3D модели объектов с фотореалистичными текстурами с очень высокой точностью — миллиметры и доли миллиметров для объектов музейных фондов и сантиметры для архитектурных памятников сакральных мест. И вот здесь очки виртуальной или дополненной реальности просто не заменимы. Но! В первую очередь, вовсе не в музеях. А в школах, институтах, и домах пользователей. Учащиеся, сидя в своих классах, благодаря очкам виртуальной реальности могут перенестись за тысячи километров к усыпальнице Ходжи Ахмед Ясави и рассмотреть комплекс сооружений мавзолея во всех деталях. Или, при помощи дополненной реальности и планшетов, могут разместить на своих партах абсолютно точные копии оружия 12 века и обсудить, кто им сражался и в каких битвах.

Цифровые технологии развиваются с огромной скоростью, и музеи, да и вообще культура, разумеется, не могут стоять в стороне. Но стоит всегда помнить, что главное, - это человек. И все эти модные (и дорогостоящие) железки нужны для человека, а вовсе не сами по себе.


После выступления прозвучало несколько вопросов о деталях реализации наших проектов. Экспертное мнение генерального директора United 3D Labs стало ярким событием в жизни форума.