От виртуального завода до виртуальной бактерии
В журнале «Наука и жизнь» №9 то 2018 года вышел материал «ИННОПРОМ-2018: Цифровые новинки для жизни.» где наш руководитель проектов Игорь Петрунин рассказывает о Виртуальной и Дополненной реальностях в современном мире. Заметки с выставки подготовила корреспондент журнала Екатерина Зубкова.
«Цифровое производство» - такова была тема ежегодной выставки « ИННОПРОМ-2018», состоявшейся в Екатеринбурге. Мероприятие посетили около 46 тысяч гостей из 107 государств. На площадке разместилось более 600 компаний из 20 стран мира, представлявших цифровые технологии для промышленности и энергетики. Были среди них и разработки для повседневной жизни.
ОТ ВИРТУАЛЬНОГО ЗАВОДА ДО ВИРТУАЛЬНОЙ БАКТЕРИИ
Технологии виртуальной и дополненной реальности нужны не только фанатам компьютерных игр. Эти инструменты могут изменить систему профессиональной подготовки и помочь в сохранении культурного наследия.
«Технологии виртуальной реальности (VR) начали активно совершенствоваться и дешеветь около трёх лет назад, — рассказывает Игорь Петрунин, руководитель проектов United 3D Labs (Москва). — Мы давно занимаемся ЗD-моделированием, но теперь в нашем распоряжении появились беспроводные очки, которые вызывают очень реалистичные ощущения, создают эффект полноценного присутствия. Это позволяет создавать эффективные тренажёры для обучения операторов опасных производств или проводить виртуальные экскурсии по культурным объектам, находящимся за тысячи километров от пользователя».
Чтобы создать виртуальный тур по нефтеперерабатывающему заводу или древнему храмовому комплексу, на объект выезжает группа специалистов с различным оборудованием: лазерными сканерами замеряют точные размеры всех элементов сооружения (к примеру, для здания длиной около 30 м допускаются отклонения не более 1 мм), фотосъёмка фиксирует цвета. Чтобы получить изображения объектов со всех ракурсов, используют дроны. Затем начинается долгая и кропотливая работа по созданию ЗD-модели: на компьютерную обработку материала уходит примерно в два раза больше времени, чем на съёмку. Помимо технических специалистов в работе участвуют и художники, которые могут дорисовать утраченный орнамент или убрать попавший в кадр строительный мусор. В результате возникает точная копия здания, воспроизводящая не только его внешний вид, но и мельчайшие детали внутреннего пространства. Надев очки VR, человек может прогуляться по объекту или взмыть над ним в воздух и полюбоваться с высоты птичьего полёта.
«К сожалению, пока технологии виртуальной реальности несовершенны: мы не можем передать тактильные ощущения и научить человека ориентироваться в комнате на ощупь», — говорит Игорь Петрунин. — Но вся зрительная информация воспроизводится досконально. К примеру, персонал нефтяной компании перед командировкой на морскую буровую платформу может изучить, где находятся нужные рычаги управления, аварийные кнопки, огнетушители, а также на практике отработать навыки поведения в штатных и чрезвычайных ситуациях.
Культурное значение технологии VR тоже огромно: даже спустя несколько поколений наши потомки будут любоваться реалистичными цифровыми копиями уникальных произведений искусства и архитектуры, которые, несмотря на все усилия реставраторов, может не пощадить время».
В отличие от виртуальной реальности, системы дополненной реальности не переносят человека в иное пространство, а только накладывают дополнительную информацию на реальные объекты. К примеру, позволяют «увидеть» сквозь стенки двигателя его основные детали и узлы или заглянуть внутрь ЗD-модели бактерии, чтобы узнать её строение. Такие технологии можно широко применять в школах и вузах для изучения естественных наук.
«Наука и жизнь» № 9, 2018.
ОТ ВИРТУАЛЬНОГО ЗАВОДА ДО ВИРТУАЛЬНОЙ БАКТЕРИИ
Технологии виртуальной и дополненной реальности нужны не только фанатам компьютерных игр. Эти инструменты могут изменить систему профессиональной подготовки и помочь в сохранении культурного наследия.
«Технологии виртуальной реальности (VR) начали активно совершенствоваться и дешеветь около трёх лет назад, — рассказывает Игорь Петрунин, руководитель проектов United 3D Labs (Москва). — Мы давно занимаемся ЗD-моделированием, но теперь в нашем распоряжении появились беспроводные очки, которые вызывают очень реалистичные ощущения, создают эффект полноценного присутствия. Это позволяет создавать эффективные тренажёры для обучения операторов опасных производств или проводить виртуальные экскурсии по культурным объектам, находящимся за тысячи километров от пользователя».
Чтобы создать виртуальный тур по нефтеперерабатывающему заводу или древнему храмовому комплексу, на объект выезжает группа специалистов с различным оборудованием: лазерными сканерами замеряют точные размеры всех элементов сооружения (к примеру, для здания длиной около 30 м допускаются отклонения не более 1 мм), фотосъёмка фиксирует цвета. Чтобы получить изображения объектов со всех ракурсов, используют дроны. Затем начинается долгая и кропотливая работа по созданию ЗD-модели: на компьютерную обработку материала уходит примерно в два раза больше времени, чем на съёмку. Помимо технических специалистов в работе участвуют и художники, которые могут дорисовать утраченный орнамент или убрать попавший в кадр строительный мусор. В результате возникает точная копия здания, воспроизводящая не только его внешний вид, но и мельчайшие детали внутреннего пространства. Надев очки VR, человек может прогуляться по объекту или взмыть над ним в воздух и полюбоваться с высоты птичьего полёта.
«К сожалению, пока технологии виртуальной реальности несовершенны: мы не можем передать тактильные ощущения и научить человека ориентироваться в комнате на ощупь», — говорит Игорь Петрунин. — Но вся зрительная информация воспроизводится досконально. К примеру, персонал нефтяной компании перед командировкой на морскую буровую платформу может изучить, где находятся нужные рычаги управления, аварийные кнопки, огнетушители, а также на практике отработать навыки поведения в штатных и чрезвычайных ситуациях.
Культурное значение технологии VR тоже огромно: даже спустя несколько поколений наши потомки будут любоваться реалистичными цифровыми копиями уникальных произведений искусства и архитектуры, которые, несмотря на все усилия реставраторов, может не пощадить время».
В отличие от виртуальной реальности, системы дополненной реальности не переносят человека в иное пространство, а только накладывают дополнительную информацию на реальные объекты. К примеру, позволяют «увидеть» сквозь стенки двигателя его основные детали и узлы или заглянуть внутрь ЗD-модели бактерии, чтобы узнать её строение. Такие технологии можно широко применять в школах и вузах для изучения естественных наук.
«Наука и жизнь» № 9, 2018.